Комментарии

11 сентября в 16.00 в выставочном зале Белгородского государственного художественного музея состоится открытие художественной выставки «Русская икона XVII – начала XX веков» из коллекции московского музея «Дом Иконы и живописи имени С.П. Рябушинского», основанного в 2009 году Игорем Владимировичем Возяковым. В частном музее хранится более 2500 памятников христианского искусства. 

Белгородский государственный художественный музей впервые представляет столь масштабную выставку икон народного типа, писанных в мастерских сельских ремесленников. Это 129 экспонатов, происходящих из крупных артелей Владимирской области (мастерские Мстёры или Палеха), старообрядческих центров юго-восточной части Московской области (мастерские Гуслицы), Самарской области (мастерские Сызрани), а также Северных и Юго-Западных регионов России. Ярким примером служат иконы: «Святитель Николай Чудотворец (Отвратный)» (Ветка), «Двухрядница: Сошествие Святого Духа, Вознесение Господне, святой Иоанн Предтеча» (Русский Север), «Усекновение главы Иоанна Предтечи» (Мстёра), «Богоматерь Одигитрия (Остробрамская)» (Брянские земли), «Богоматерь Троеручица, с великомученицей Варварой на левом поле» (Центральная Россия).

На XVI – начало XX века приходится период наибольшего распространения иконы среди всех слоев населения. В отличие от строгих канонов храмовой иконы, считающихся эталонными образцами русской иконописи, народный тип иконы всегда отличался культивированием старых местных приемов письма, в которые нередко проникали лубочные формы искусства. Композиции таких икон зачастую упрощались, а процессы письма ускорялись в зависимости от ценовой категории.

На выставке можно узнать какие святые и связанные с ними евангельские сюжеты наиболее почитались в народе, увидеть наиболее чтимые образы (иконы Матери Божьей «Казанская», Параскева Пятница, пророк Илия, Святой Иоанн Предтеча, Архангел Михаил, Николай Чудотворец), а также взаимопроникновение различных стилей и направлений в религиозной живописи, на которое к XVIII веку все больше влияет светское искусство. Наиболее яркими примерами этому являются экспонируемые иконы: «Явление Богоматери Сергию Радонежскому» (Сергиев-Посад), «Богоматерь «Призри на смирение (Почаевская)» (Украина), «Спас Нерукотворный» (Центральная Россия).

Широкий хронологический диапазон экспонатов выставки дает возможность проследить, как со временем обогащались и менялись иконографические трактовки, появлялись новые вариации в композициях. В этом заложена вся самобытность и неповторимость народной живописи.

Среди экспонатов выставки особого внимания заслуживает иконостас в окладе (конец XIX века, иконописные центры Владимирской губернии) – единственный в экспозиции образец семейного, походного иконостаса, который полностью повторяет храмовый высокий иконостас, отделяющий алтарную часть от основного пространства храма.

Немаловажным познавательным элементом данной выставки станут аннотации, где посетители смогут почерпнуть информацию о роли иконы в жизни человека, какому святому и в каком случае обращались в молитве, понять сколь немаловажную роль играл святой образ в жизни общества в целом.

Выставка рассчитана на широкий круг посетителей и продлится до 10 ноября 2013 года.

 
0 YES NO 0
  • Комментарии
Загрузка комментариев...
 


Хроника

Лучшие материалы

Новости партнеров

Афиша

Видео

Церемония вручения премии BF "Человек года" 2016
Церемония вручения премии BF "Человек года" 2016
Премия BF "Человек Года" 2016
1816
 
×