Комментарии

Ощущение формы

DSC_9480++.jpg
Анатолий Шишков
(заслуженный художник России, скульптор) 

Трудоголик по натуре, он с детства рисовал круги, в которых видел совершенство формы. О генной памяти, русском духе и видении пространства - Анатолий Шишков. 

— Анатолий Александрович, скажите, что нельзя спрашивать у человека творческой профессии? 

— Я даже не знаю таких вопросов. Любые задавайте! 

— Тогда, расскажите немного о себе. Как Вы стали скульптором? 

После школы я поступил в Орловский государственый педагогический институт. Там была очень сильная кафедра рисунка, черчения и труда, где преподавал заслуженный и народный художник Андрей Ильич Курнаков. После окончания пединститута я понял, что все, ликбез, так скажем. То есть нас заразили творчеством, а что дальше? После вручения дипломов один из наших учителей — Игорь Аронович Круглый — сказал: «Вы — законченные художники». Что в этих словах было — подкол или намек — уж не знаю. Но после этого я понял, что надо продолжать учиться, приобретать специальность, и пошел в Харьковский художественный промышленный институт на монументально-декоративную скульптуру. Тогда эту кафедру возглавлял Виктор Петрович Воловик — украинский скульптор. Под свое крыло он взял 5 человек, в том числе и меня. Мы все успешно закончили учебу, и я сразу же поехал в Россию.

— Вы родились в Тамбовской области, учились в Орле и Харькове. А как попали в Белгород? 

— У меня был друг, заслуженный художник, великолепный график Станислав Степанович Косенков – человек от земли, воспевающий свою родину. Он преподавал у меня в Орле, а потом переехал в Белгород и, спустя время, позвал сюда и меня, помог вжиться в эту атмосферу. Так, я здесь уже более 30 лет. — А почему именно скульптура, а не живопись, например? — Мне в этой жизни посчастливилось познакомиться с очень большими и известными личностями. Были встречи, беседы… и все это лишь укрепляло понимание того, что надо любить свое отечество, свою культуру. Как говорил великий композитор, наш земляк Юрий Васильевич Свиридов: «Ешьте свою кашу». Это явилось своего рода толчком для того, чтобы стать на путь русской православной скульптуры, русского восприятия действительности. Понимаете, нет интернационализма как такового, есть национальная русская школа. 

Становление шло постепенно, я много ездил, смотрел. Постепенно накапливались знания, опыт, свое видение — такие слои, плодородная почва, если хотите. Я считаю, что в каждом из нас есть генная память, и она говорит, что надо делать. Вот почему разные нации по-разному воспринимают действительность. Одни создают ее, а другие стремятся разрушить и посмотреть, что же внутри. 

Есть знаменитое стихотворение Леонида Когана с такими словами: «…Я с детства не любил овал. Я с детства угол рисовал». А я на него ответил: «Я с детства не любил углы. Я с детства рисовал круги». Вот и позиция, понимаете. Углы — это острота, негатив, разрушение, а овал — соединение формы, замкнутость, совершенство. 

— С углами все понятно, но почему все-таки скульптуре отдали предпочтение. 

— Я занимался живописью, но однажды попробовал себя в качестве скульптора, и мне понравилось то, что ты берешь реальную форму и лепишь. Живопись — это иллюзия форм и пространства. А скульптура — это само пространство, его можно потрогать. Это ощущение формы меня и привлекло.

— С какими материалами Вам приходится иметь дело? 

— Камень, дерево, гипс… Но чаще всего я работаю с глиной или бронзой, последняя более устойчива к внешним воздействиям. Но мне бы хотелось больше работать с мрамором — из него можно сделать великолепную форму. Когда ты раскрываешь этот объем, видишь, что там должно быть — это очень интересно. Бронзу ты не видишь — она жидкая, потекла и заполнила твою форму. А вот мрамор — это глыба, необходимо освободить лишнее, но оставить суть. 

— Сколько в вашей копилке работ

— Раньше вел списки, а сейчас уже не считаю. В этом году немного, а вот в 2011-2012 гг. было 3-4 серьезные работы. Я был моложе, было больше заказов. И было срочно. Сейчас же больше работ, связанных с реставрацией уже установленных памятников. 

— Задам банальный вопрос, есть ли у Вас произведение из числа собственных, к которому питаете особые чувства? 

— У каждого поэта есть десяток хороших стихов, все остальное — лишь подготовка к трамплину. Я могу назвать много работ, каждая из них по-своему значима. Памятник вдове и матери солдата, его поставили в Губкинском районе в 1995 году. На перекрестке проспекта Ватутина и улицы Губкина вы наверняка видели контактную скульптуру — памятник милиционеру Павлу Кирилловичу Гречихину. В Старом Осколе есть памятник святому равноапостольному князю Александру Невскому. Перед духовной семинарией в Белгороде — памятник митрополиту Макарию, возле пединститута — Архангелу Гавриилу. На Прохоровском поле установлен памятник моему другу Вячеславу Михайловичу Клыкову. Можно продолжать перечислять… 

— Как долго и каким образом ведется работа над подобными скульптурами? 

— Изначально районом или городом определяется тематика. Я делаю эскизы, и когда выбор падает на один из них, приступаю к работе. В каждом случае требуется разное количество времени. Например, скульптуру нашего покровителя Иоасафа Белгородского я сделал за один месяц от начала до конца. Но сначала такие сроки казались невозможными. Бывает и полгода, год требуется. Скажу одно, чем больше времени, тем лучше произведение. Хотя порой бывает и наоборот, горящие сроки тебя коллапсируют, создают такие жесткие условия, и ты делаешь невозможный рывок. 

— Работаете ли Вы с частными заказами?

— Раньше работал, но сейчас достаточно редко. 

— Как Вам сегодня в своей роли? Никогда не возникало желания заняться чем-либо другим, сменить амплуа?

— Я доволен своей судьбой, счастлив тому, с кем она меня столкнула. Я благодарен, что мне дали возможность выразить свое я, создали все условия для этого. Ярким примером является мастерская, которая была построена в 1998 году по поручению Евгения Степановича Савченко лично для меня, — это большой подарок. 

— Нам известно, что Вы еще и преподаете. Расскажите о современных студентах. Часто ли среди них встречаются по-настоящему одаренные люди? 

— Я стараюсь донести студентам, что научиться рисовать — это значит научиться понимать мир, это умение выделять главное и отбрасывать второстепенное. Я им говорю, чем больше связей в рисунке, тем он лучше. Этот как в жизни, чем больше связей с людьми, с большими личностями, тем интереснее. 

Постичь рисунок до конца — это целая философия, необходимо чувствовать линии и пространство. Научиться рисовать может каждый, а вот мыслить, выделять, сопоставлять — это уже дар божий. Нельзя научить ощущению пропорций, можно научить, как сравнивать одну форму с другой. Допустим Ван Гог изобразил трубку, лежащую на стуле, — и это шедевр. Все смотрели на этот стул и на эту трубку, но никто не мог написать, а он написал. Некоторые едут путешествовать, чтобы написать какую-то невероятную природу, а порой приезжают без результата… Все потому, что нет смысла копировать природу, нужно иметь свое видение и создавать свой мир. 

А если говорить о талантах, то на курсе всегда есть 3-4 перспективных студента. Просто для них необходимо создавать среду, в которой они смогут себя проявить. 

— Как Вы относитесь к современному искусству? 

По признанию многих, здесь кроется очень тонкая грань. — Понимаете, чтобы быть современным художником, надо иметь хорошую классическую школу. А у нас сейчас, честно говоря, ее нет. А если нет школы, то все это — ликбез, попытка левой ногой достать правое ухо. Темы порой берутся глобальные, а знаний-то нет. 

— Ваша профессиональная мечта? 

— Работать, работать, работать, пока есть возможность.

 
1 YES NO 0
  • Комментарии
Загрузка комментариев...
Comments12313Array
(
    [ORIGINAL_PARAMETERS] => Array
        (
            [IBLOCK_TYPE] => dom
            [IBLOCK_ID] => 6
            [ELEMENT_ID] => 7934
            [ELEMENT_CODE] => 
            [SECTION_ID] => 9
            [SECTION_CODE] => 
            [PROPERTY_CODE] => Array
                (
                    [0] => 
                    [1] => IMAGES
                    [2] => GALLERY
                    [3] => 
                )

            [OFFERS_LIMIT] => 0
            [SECTION_URL] => 
            [DETAIL_URL] => 
            [SECTION_ID_VARIABLE] => SECTION_ID
            [CACHE_TYPE] => A
            [CACHE_TIME] => 3600
            [CACHE_GROUPS] => Y
            [META_KEYWORDS] => -
            [META_DESCRIPTION] => -
            [BROWSER_TITLE] => -
            [SET_TITLE] => Y
            [SET_STATUS_404] => N
            [ADD_SECTIONS_CHAIN] => Y
            [ADD_ELEMENT_CHAIN] => N
            [USE_ELEMENT_COUNTER] => Y
            [PRICE_CODE] => Array
                (
                )

            [USE_PRICE_COUNT] => N
            [SHOW_PRICE_COUNT] => 1
            [PRICE_VAT_INCLUDE] => Y
            [PRICE_VAT_SHOW_VALUE] => N
            [BASKET_URL] => /personal/basket.php
            [ACTION_VARIABLE] => action
            [PRODUCT_ID_VARIABLE] => id
            [USE_PRODUCT_QUANTITY] => N
            [ADD_PROPERTIES_TO_BASKET] => Y
            [PRODUCT_PROPS_VARIABLE] => prop
            [PARTIAL_PRODUCT_PROPERTIES] => N
            [PRODUCT_PROPERTIES] => Array
                (
                )

            [LINK_IBLOCK_TYPE] => 
            [LINK_IBLOCK_ID] => 
            [LINK_PROPERTY_SID] => 
            [LINK_ELEMENTS_URL] => link.php?PARENT_ELEMENT_ID=#ELEMENT_ID#
            [PRODUCT_QUANTITY_VARIABLE] => quantity
            [SET_BROWSER_TITLE] => Y
            [SET_META_KEYWORDS] => Y
            [SET_META_DESCRIPTION] => Y
            [PRODUCT_DISPLAY_MODE] => Y
            [CURRENT_BASE_PAGE] => /dom/detail.php?SECTION_ID=9&ID=7934
        )

    [USE_CATALOG_BUTTONS] => Array
        (
        )

    [~BUY_URL_TEMPLATE] => /dom/detail.php?SECTION_ID=9&ID=7934&action=BUY&id=#ID#
    [~ADD_URL_TEMPLATE] => /dom/detail.php?SECTION_ID=9&ID=7934&action=ADD2BASKET&id=#ID#
    [~SUBSCRIBE_URL_TEMPLATE] => /dom/detail.php?SECTION_ID=9&ID=7934&action=SUBSCRIBE_PRODUCT&id=#ID#
    [~COMPARE_URL_TEMPLATE] => /dom/detail.php?SECTION_ID=9&ID=7934&action=ADD_TO_COMPARE_LIST&id=#ID#
    [~COMPARE_DELETE_URL_TEMPLATE] => /dom/detail.php?SECTION_ID=9&ID=7934&action=DELETE_FROM_COMPARE_LIST&id=#ID#
    [BUY_URL_TEMPLATE] => /dom/detail.php?SECTION_ID=9&ID=7934&action=BUY&id=#ID#
    [ADD_URL_TEMPLATE] => /dom/detail.php?SECTION_ID=9&ID=7934&action=ADD2BASKET&id=#ID#
    [SUBSCRIBE_URL_TEMPLATE] => /dom/detail.php?SECTION_ID=9&ID=7934&action=SUBSCRIBE_PRODUCT&id=#ID#
    [COMPARE_URL_TEMPLATE] => /dom/detail.php?SECTION_ID=9&ID=7934&action=ADD_TO_COMPARE_LIST&id=#ID#
    [COMPARE_DELETE_URL_TEMPLATE] => /dom/detail.php?SECTION_ID=9&ID=7934&action=DELETE_FROM_COMPARE_LIST&id=#ID#
    [CONVERT_CURRENCY] => Array
        (
        )

    [CATALOGS] => Array
        (
        )

    [MODULES] => Array
        (
            [iblock] => 1
            [catalog] => 
            [currency] => 
            [workflow] => 
        )

    [PRICES_ALLOW] => Array
        (
        )

    [CATALOG] => 
    [CAT_PRICES] => Array
        (
        )

    [PRICES] => Array
        (
        )

    [PRICE_MATRIX] => 
    [MIN_PRICE] => 
    [ID] => 7934
    [~ID] => 7934
    [IBLOCK_ID] => 6
    [~IBLOCK_ID] => 6
    [CODE] => 
    [~CODE] => 
    [XML_ID] => 7934
    [~XML_ID] => 7934
    [NAME] => Ощущение формы
    [~NAME] => Ощущение формы
    [ACTIVE] => Y
    [~ACTIVE] => Y
    [DATE_ACTIVE_FROM] => 10.10.2014 15:51:00
    [~DATE_ACTIVE_FROM] => 10.10.2014 15:51:00
    [DATE_ACTIVE_TO] => 
    [~DATE_ACTIVE_TO] => 
    [SORT] => 500
    [~SORT] => 500
    [PREVIEW_TEXT] => Трудоголик по натуре, он с детства рисовал круги, в которых видел совершенство формы. О генной памяти, русском духе и видении пространства - Анатолий Шишков. 
    [~PREVIEW_TEXT] => Трудоголик по натуре, он с детства рисовал круги, в которых видел совершенство формы. О генной памяти, русском духе и видении пространства - Анатолий Шишков. 
    [PREVIEW_TEXT_TYPE] => html
    [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html
    [DETAIL_TEXT] => 
DSC_9480++.jpg
Анатолий Шишков
(заслуженный художник России, скульптор) 

Трудоголик по натуре, он с детства рисовал круги, в которых видел совершенство формы. О генной памяти, русском духе и видении пространства - Анатолий Шишков. 

— Анатолий Александрович, скажите, что нельзя спрашивать у человека творческой профессии? 

— Я даже не знаю таких вопросов. Любые задавайте! 

— Тогда, расскажите немного о себе. Как Вы стали скульптором? 

После школы я поступил в Орловский государственый педагогический институт. Там была очень сильная кафедра рисунка, черчения и труда, где преподавал заслуженный и народный художник Андрей Ильич Курнаков. После окончания пединститута я понял, что все, ликбез, так скажем. То есть нас заразили творчеством, а что дальше? После вручения дипломов один из наших учителей — Игорь Аронович Круглый — сказал: «Вы — законченные художники». Что в этих словах было — подкол или намек — уж не знаю. Но после этого я понял, что надо продолжать учиться, приобретать специальность, и пошел в Харьковский художественный промышленный институт на монументально-декоративную скульптуру. Тогда эту кафедру возглавлял Виктор Петрович Воловик — украинский скульптор. Под свое крыло он взял 5 человек, в том числе и меня. Мы все успешно закончили учебу, и я сразу же поехал в Россию.

— Вы родились в Тамбовской области, учились в Орле и Харькове. А как попали в Белгород? 

— У меня был друг, заслуженный художник, великолепный график Станислав Степанович Косенков – человек от земли, воспевающий свою родину. Он преподавал у меня в Орле, а потом переехал в Белгород и, спустя время, позвал сюда и меня, помог вжиться в эту атмосферу. Так, я здесь уже более 30 лет. — А почему именно скульптура, а не живопись, например? — Мне в этой жизни посчастливилось познакомиться с очень большими и известными личностями. Были встречи, беседы… и все это лишь укрепляло понимание того, что надо любить свое отечество, свою культуру. Как говорил великий композитор, наш земляк Юрий Васильевич Свиридов: «Ешьте свою кашу». Это явилось своего рода толчком для того, чтобы стать на путь русской православной скульптуры, русского восприятия действительности. Понимаете, нет интернационализма как такового, есть национальная русская школа. 

Становление шло постепенно, я много ездил, смотрел. Постепенно накапливались знания, опыт, свое видение — такие слои, плодородная почва, если хотите. Я считаю, что в каждом из нас есть генная память, и она говорит, что надо делать. Вот почему разные нации по-разному воспринимают действительность. Одни создают ее, а другие стремятся разрушить и посмотреть, что же внутри. 

Есть знаменитое стихотворение Леонида Когана с такими словами: «…Я с детства не любил овал. Я с детства угол рисовал». А я на него ответил: «Я с детства не любил углы. Я с детства рисовал круги». Вот и позиция, понимаете. Углы — это острота, негатив, разрушение, а овал — соединение формы, замкнутость, совершенство. 

— С углами все понятно, но почему все-таки скульптуре отдали предпочтение. 

— Я занимался живописью, но однажды попробовал себя в качестве скульптора, и мне понравилось то, что ты берешь реальную форму и лепишь. Живопись — это иллюзия форм и пространства. А скульптура — это само пространство, его можно потрогать. Это ощущение формы меня и привлекло.

— С какими материалами Вам приходится иметь дело? 

— Камень, дерево, гипс… Но чаще всего я работаю с глиной или бронзой, последняя более устойчива к внешним воздействиям. Но мне бы хотелось больше работать с мрамором — из него можно сделать великолепную форму. Когда ты раскрываешь этот объем, видишь, что там должно быть — это очень интересно. Бронзу ты не видишь — она жидкая, потекла и заполнила твою форму. А вот мрамор — это глыба, необходимо освободить лишнее, но оставить суть. 

— Сколько в вашей копилке работ

— Раньше вел списки, а сейчас уже не считаю. В этом году немного, а вот в 2011-2012 гг. было 3-4 серьезные работы. Я был моложе, было больше заказов. И было срочно. Сейчас же больше работ, связанных с реставрацией уже установленных памятников. 

— Задам банальный вопрос, есть ли у Вас произведение из числа собственных, к которому питаете особые чувства? 

— У каждого поэта есть десяток хороших стихов, все остальное — лишь подготовка к трамплину. Я могу назвать много работ, каждая из них по-своему значима. Памятник вдове и матери солдата, его поставили в Губкинском районе в 1995 году. На перекрестке проспекта Ватутина и улицы Губкина вы наверняка видели контактную скульптуру — памятник милиционеру Павлу Кирилловичу Гречихину. В Старом Осколе есть памятник святому равноапостольному князю Александру Невскому. Перед духовной семинарией в Белгороде — памятник митрополиту Макарию, возле пединститута — Архангелу Гавриилу. На Прохоровском поле установлен памятник моему другу Вячеславу Михайловичу Клыкову. Можно продолжать перечислять… 

— Как долго и каким образом ведется работа над подобными скульптурами? 

— Изначально районом или городом определяется тематика. Я делаю эскизы, и когда выбор падает на один из них, приступаю к работе. В каждом случае требуется разное количество времени. Например, скульптуру нашего покровителя Иоасафа Белгородского я сделал за один месяц от начала до конца. Но сначала такие сроки казались невозможными. Бывает и полгода, год требуется. Скажу одно, чем больше времени, тем лучше произведение. Хотя порой бывает и наоборот, горящие сроки тебя коллапсируют, создают такие жесткие условия, и ты делаешь невозможный рывок. 

— Работаете ли Вы с частными заказами?

— Раньше работал, но сейчас достаточно редко. 

— Как Вам сегодня в своей роли? Никогда не возникало желания заняться чем-либо другим, сменить амплуа?

— Я доволен своей судьбой, счастлив тому, с кем она меня столкнула. Я благодарен, что мне дали возможность выразить свое я, создали все условия для этого. Ярким примером является мастерская, которая была построена в 1998 году по поручению Евгения Степановича Савченко лично для меня, — это большой подарок. 

— Нам известно, что Вы еще и преподаете. Расскажите о современных студентах. Часто ли среди них встречаются по-настоящему одаренные люди? 

— Я стараюсь донести студентам, что научиться рисовать — это значит научиться понимать мир, это умение выделять главное и отбрасывать второстепенное. Я им говорю, чем больше связей в рисунке, тем он лучше. Этот как в жизни, чем больше связей с людьми, с большими личностями, тем интереснее. 

Постичь рисунок до конца — это целая философия, необходимо чувствовать линии и пространство. Научиться рисовать может каждый, а вот мыслить, выделять, сопоставлять — это уже дар божий. Нельзя научить ощущению пропорций, можно научить, как сравнивать одну форму с другой. Допустим Ван Гог изобразил трубку, лежащую на стуле, — и это шедевр. Все смотрели на этот стул и на эту трубку, но никто не мог написать, а он написал. Некоторые едут путешествовать, чтобы написать какую-то невероятную природу, а порой приезжают без результата… Все потому, что нет смысла копировать природу, нужно иметь свое видение и создавать свой мир. 

А если говорить о талантах, то на курсе всегда есть 3-4 перспективных студента. Просто для них необходимо создавать среду, в которой они смогут себя проявить. 

— Как Вы относитесь к современному искусству? 

По признанию многих, здесь кроется очень тонкая грань. — Понимаете, чтобы быть современным художником, надо иметь хорошую классическую школу. А у нас сейчас, честно говоря, ее нет. А если нет школы, то все это — ликбез, попытка левой ногой достать правое ухо. Темы порой берутся глобальные, а знаний-то нет. 

— Ваша профессиональная мечта? 

— Работать, работать, работать, пока есть возможность.
[~DETAIL_TEXT] =>
DSC_9480++.jpg
Анатолий Шишков
(заслуженный художник России, скульптор) 

Трудоголик по натуре, он с детства рисовал круги, в которых видел совершенство формы. О генной памяти, русском духе и видении пространства - Анатолий Шишков. 

— Анатолий Александрович, скажите, что нельзя спрашивать у человека творческой профессии? 

— Я даже не знаю таких вопросов. Любые задавайте! 

— Тогда, расскажите немного о себе. Как Вы стали скульптором? 

После школы я поступил в Орловский государственый педагогический институт. Там была очень сильная кафедра рисунка, черчения и труда, где преподавал заслуженный и народный художник Андрей Ильич Курнаков. После окончания пединститута я понял, что все, ликбез, так скажем. То есть нас заразили творчеством, а что дальше? После вручения дипломов один из наших учителей — Игорь Аронович Круглый — сказал: «Вы — законченные художники». Что в этих словах было — подкол или намек — уж не знаю. Но после этого я понял, что надо продолжать учиться, приобретать специальность, и пошел в Харьковский художественный промышленный институт на монументально-декоративную скульптуру. Тогда эту кафедру возглавлял Виктор Петрович Воловик — украинский скульптор. Под свое крыло он взял 5 человек, в том числе и меня. Мы все успешно закончили учебу, и я сразу же поехал в Россию.

— Вы родились в Тамбовской области, учились в Орле и Харькове. А как попали в Белгород? 

— У меня был друг, заслуженный художник, великолепный график Станислав Степанович Косенков – человек от земли, воспевающий свою родину. Он преподавал у меня в Орле, а потом переехал в Белгород и, спустя время, позвал сюда и меня, помог вжиться в эту атмосферу. Так, я здесь уже более 30 лет. — А почему именно скульптура, а не живопись, например? — Мне в этой жизни посчастливилось познакомиться с очень большими и известными личностями. Были встречи, беседы… и все это лишь укрепляло понимание того, что надо любить свое отечество, свою культуру. Как говорил великий композитор, наш земляк Юрий Васильевич Свиридов: «Ешьте свою кашу». Это явилось своего рода толчком для того, чтобы стать на путь русской православной скульптуры, русского восприятия действительности. Понимаете, нет интернационализма как такового, есть национальная русская школа. 

Становление шло постепенно, я много ездил, смотрел. Постепенно накапливались знания, опыт, свое видение — такие слои, плодородная почва, если хотите. Я считаю, что в каждом из нас есть генная память, и она говорит, что надо делать. Вот почему разные нации по-разному воспринимают действительность. Одни создают ее, а другие стремятся разрушить и посмотреть, что же внутри. 

Есть знаменитое стихотворение Леонида Когана с такими словами: «…Я с детства не любил овал. Я с детства угол рисовал». А я на него ответил: «Я с детства не любил углы. Я с детства рисовал круги». Вот и позиция, понимаете. Углы — это острота, негатив, разрушение, а овал — соединение формы, замкнутость, совершенство. 

— С углами все понятно, но почему все-таки скульптуре отдали предпочтение. 

— Я занимался живописью, но однажды попробовал себя в качестве скульптора, и мне понравилось то, что ты берешь реальную форму и лепишь. Живопись — это иллюзия форм и пространства. А скульптура — это само пространство, его можно потрогать. Это ощущение формы меня и привлекло.

— С какими материалами Вам приходится иметь дело? 

— Камень, дерево, гипс… Но чаще всего я работаю с глиной или бронзой, последняя более устойчива к внешним воздействиям. Но мне бы хотелось больше работать с мрамором — из него можно сделать великолепную форму. Когда ты раскрываешь этот объем, видишь, что там должно быть — это очень интересно. Бронзу ты не видишь — она жидкая, потекла и заполнила твою форму. А вот мрамор — это глыба, необходимо освободить лишнее, но оставить суть. 

— Сколько в вашей копилке работ

— Раньше вел списки, а сейчас уже не считаю. В этом году немного, а вот в 2011-2012 гг. было 3-4 серьезные работы. Я был моложе, было больше заказов. И было срочно. Сейчас же больше работ, связанных с реставрацией уже установленных памятников. 

— Задам банальный вопрос, есть ли у Вас произведение из числа собственных, к которому питаете особые чувства? 

— У каждого поэта есть десяток хороших стихов, все остальное — лишь подготовка к трамплину. Я могу назвать много работ, каждая из них по-своему значима. Памятник вдове и матери солдата, его поставили в Губкинском районе в 1995 году. На перекрестке проспекта Ватутина и улицы Губкина вы наверняка видели контактную скульптуру — памятник милиционеру Павлу Кирилловичу Гречихину. В Старом Осколе есть памятник святому равноапостольному князю Александру Невскому. Перед духовной семинарией в Белгороде — памятник митрополиту Макарию, возле пединститута — Архангелу Гавриилу. На Прохоровском поле установлен памятник моему другу Вячеславу Михайловичу Клыкову. Можно продолжать перечислять… 

— Как долго и каким образом ведется работа над подобными скульптурами? 

— Изначально районом или городом определяется тематика. Я делаю эскизы, и когда выбор падает на один из них, приступаю к работе. В каждом случае требуется разное количество времени. Например, скульптуру нашего покровителя Иоасафа Белгородского я сделал за один месяц от начала до конца. Но сначала такие сроки казались невозможными. Бывает и полгода, год требуется. Скажу одно, чем больше времени, тем лучше произведение. Хотя порой бывает и наоборот, горящие сроки тебя коллапсируют, создают такие жесткие условия, и ты делаешь невозможный рывок. 

— Работаете ли Вы с частными заказами?

— Раньше работал, но сейчас достаточно редко. 

— Как Вам сегодня в своей роли? Никогда не возникало желания заняться чем-либо другим, сменить амплуа?

— Я доволен своей судьбой, счастлив тому, с кем она меня столкнула. Я благодарен, что мне дали возможность выразить свое я, создали все условия для этого. Ярким примером является мастерская, которая была построена в 1998 году по поручению Евгения Степановича Савченко лично для меня, — это большой подарок. 

— Нам известно, что Вы еще и преподаете. Расскажите о современных студентах. Часто ли среди них встречаются по-настоящему одаренные люди? 

— Я стараюсь донести студентам, что научиться рисовать — это значит научиться понимать мир, это умение выделять главное и отбрасывать второстепенное. Я им говорю, чем больше связей в рисунке, тем он лучше. Этот как в жизни, чем больше связей с людьми, с большими личностями, тем интереснее. 

Постичь рисунок до конца — это целая философия, необходимо чувствовать линии и пространство. Научиться рисовать может каждый, а вот мыслить, выделять, сопоставлять — это уже дар божий. Нельзя научить ощущению пропорций, можно научить, как сравнивать одну форму с другой. Допустим Ван Гог изобразил трубку, лежащую на стуле, — и это шедевр. Все смотрели на этот стул и на эту трубку, но никто не мог написать, а он написал. Некоторые едут путешествовать, чтобы написать какую-то невероятную природу, а порой приезжают без результата… Все потому, что нет смысла копировать природу, нужно иметь свое видение и создавать свой мир. 

А если говорить о талантах, то на курсе всегда есть 3-4 перспективных студента. Просто для них необходимо создавать среду, в которой они смогут себя проявить. 

— Как Вы относитесь к современному искусству? 

По признанию многих, здесь кроется очень тонкая грань. — Понимаете, чтобы быть современным художником, надо иметь хорошую классическую школу. А у нас сейчас, честно говоря, ее нет. А если нет школы, то все это — ликбез, попытка левой ногой достать правое ухо. Темы порой берутся глобальные, а знаний-то нет. 

— Ваша профессиональная мечта? 

— Работать, работать, работать, пока есть возможность.
[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [DATE_CREATE] => 10.10.2014 16:12:41 [~DATE_CREATE] => 10.10.2014 16:12:41 [CREATED_BY] => 2 [~CREATED_BY] => 2 [TAGS] => [~TAGS] => [TIMESTAMP_X] => 10.10.2014 16:12:41 [~TIMESTAMP_X] => 10.10.2014 16:12:41 [MODIFIED_BY] => 2 [~MODIFIED_BY] => 2 [IBLOCK_SECTION_ID] => 9 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 9 [DETAIL_PAGE_URL] => /dom/detail.php?SECTION_ID=9&ID=7934 [~DETAIL_PAGE_URL] => /dom/detail.php?SECTION_ID=9&ID=7934 [DETAIL_PICTURE] => [~DETAIL_PICTURE] => [PREVIEW_PICTURE] => Array ( [ID] => 27347 [TIMESTAMP_X] => 10.10.2014 16:12:41 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 6000 [WIDTH] => 4000 [FILE_SIZE] => 21459944 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/034 [FILE_NAME] => DSC_9480++.jpg [ORIGINAL_NAME] => DSC_9480++.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => bd81eb8b9af99e6b7f64c30a4ae1f024 [~src] => [SRC] => /upload/iblock/034/DSC_9480%2B%2B.jpg [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/034/DSC_9480++.jpg [SAFE_SRC] => /upload/iblock/034/DSC_9480%2B%2B.jpg [ALT] => Ощущение формы [TITLE] => Ощущение формы ) [~PREVIEW_PICTURE] => 27347 [LIST_PAGE_URL] => /dom/index.php [~LIST_PAGE_URL] => /dom/index.php [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [EXTERNAL_ID] => 7934 [~EXTERNAL_ID] => 7934 [IBLOCK_TYPE_ID] => dom [~IBLOCK_TYPE_ID] => dom [IBLOCK_CODE] => DOM [~IBLOCK_CODE] => DOM [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => s1 [~LID] => s1 [ACTIVE_FROM] => 10.10.2014 15:51:00 [ACTIVE_TO] => [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) [PRODUCT] => Array ( [TYPE] => [AVAILABLE] => [MEASURE] => [VAT_ID] => [VAT_RATE] => [VAT_INCLUDED] => [QUANTITY] => [QUANTITY_TRACE] => [CAN_BUY_ZERO] => [SUBSCRIPTION] => [BUNDLE] => ) [PROPERTIES] => Array ( [FORUM_TOPIC_ID] => Array ( [ID] => 6 [IBLOCK_ID] => 6 [NAME] => Тема форума для комментариев [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => FORUM_TOPIC_ID [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Тема форума для комментариев [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [FORUM_MESSAGE_CNT] => Array ( [ID] => 7 [IBLOCK_ID] => 6 [NAME] => Количество комментариев к элементу [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => FORUM_MESSAGE_CNT [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Количество комментариев к элементу [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [IMAGES] => Array ( [ID] => 15 [IBLOCK_ID] => 6 [NAME] => Галерея [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => IMAGES [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Галерея [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) [BLOG_POST_ID] => Array ( [ID] => 95 [IBLOCK_ID] => 6 [NAME] => ID поста блога для комментариев [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => BLOG_POST_ID [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => [LINK_IBLOCK_ID] => [WITH_DESCRIPTION] => [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => ID поста блога для комментариев [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => 6346 [PROPERTY_VALUE_ID] => 32017 [DESCRIPTION] => [~VALUE] => 6346 [~DESCRIPTION] => ) [BLOG_COMMENTS_CNT] => Array ( [ID] => 96 [IBLOCK_ID] => 6 [NAME] => Количество комментариев [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => BLOG_COMMENTS_CNT [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => [LINK_IBLOCK_ID] => [WITH_DESCRIPTION] => [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [~NAME] => Количество комментариев [~DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [~VALUE] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( ) [PRODUCT_PROPERTIES] => Array ( ) [PRODUCT_PROPERTIES_FILL] => Array ( ) [OFFERS] => Array ( ) [OFFER_ID_SELECTED] => 0 [ITEM_PRICE_MODE] => [ITEM_PRICES] => Array ( ) [ITEM_QUANTITY_RANGES] => [ITEM_MEASURE_RATIOS] => [ITEM_MEASURE] => Array ( ) [ITEM_MEASURE_RATIO_SELECTED] => [ITEM_QUANTITY_RANGE_SELECTED] => [ITEM_PRICE_SELECTED] => [CAN_BUY] => [EDIT_LINK] => [DELETE_LINK] => [BACKGROUND_IMAGE] => [MORE_PHOTO] => Array ( ) [LINKED_ELEMENTS] => Array ( ) [SECTION] => Array ( [ID] => 9 [~ID] => 9 [MODIFIED_BY] => 1 [~MODIFIED_BY] => 1 [CREATED_BY] => 1 [~CREATED_BY] => 1 [IBLOCK_ID] => 6 [~IBLOCK_ID] => 6 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [GLOBAL_ACTIVE] => Y [~GLOBAL_ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [NAME] => Интерьер [~NAME] => Интерьер [PICTURE] => [~PICTURE] => [LEFT_MARGIN] => 3 [~LEFT_MARGIN] => 3 [RIGHT_MARGIN] => 4 [~RIGHT_MARGIN] => 4 [DEPTH_LEVEL] => 1 [~DEPTH_LEVEL] => 1 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [CODE] => [~CODE] => [XML_ID] => [~XML_ID] => [TMP_ID] => [~TMP_ID] => [DETAIL_PICTURE] => [~DETAIL_PICTURE] => [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [LIST_PAGE_URL] => /dom/index.php [~LIST_PAGE_URL] => /dom/index.php [SECTION_PAGE_URL] => /dom/category.php?SECTION_ID=9 [~SECTION_PAGE_URL] => /dom/category.php?SECTION_ID=9 [IBLOCK_TYPE_ID] => dom [~IBLOCK_TYPE_ID] => dom [IBLOCK_CODE] => DOM [~IBLOCK_CODE] => DOM [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [PATH] => Array ( [0] => Array ( [ID] => 9 [~ID] => 9 [CODE] => [~CODE] => [XML_ID] => [~XML_ID] => [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [IBLOCK_ID] => 6 [~IBLOCK_ID] => 6 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [NAME] => Интерьер [~NAME] => Интерьер [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [DEPTH_LEVEL] => 1 [~DEPTH_LEVEL] => 1 [SECTION_PAGE_URL] => /dom/category.php?SECTION_ID=9 [~SECTION_PAGE_URL] => /dom/category.php?SECTION_ID=9 [IBLOCK_TYPE_ID] => dom [~IBLOCK_TYPE_ID] => dom [IBLOCK_CODE] => DOM [~IBLOCK_CODE] => DOM [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [GLOBAL_ACTIVE] => Y [~GLOBAL_ACTIVE] => Y [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) ) ) ) [~BUY_URL] => /dom/detail.php?SECTION_ID=9&ID=7934&action=BUY&id=7934 [BUY_URL] => /dom/detail.php?SECTION_ID=9&ID=7934&action=BUY&id=7934 [~ADD_URL] => /dom/detail.php?SECTION_ID=9&ID=7934&action=ADD2BASKET&id=7934 [ADD_URL] => /dom/detail.php?SECTION_ID=9&ID=7934&action=ADD2BASKET&id=7934 [~SUBSCRIBE_URL] => /dom/detail.php?SECTION_ID=9&ID=7934&action=SUBSCRIBE_PRODUCT&id=7934 [SUBSCRIBE_URL] => /dom/detail.php?SECTION_ID=9&ID=7934&action=SUBSCRIBE_PRODUCT&id=7934 [CATALOG_MEASURE_NAME] => [~CATALOG_MEASURE_NAME] => [CATALOG_MEASURE_RATIO] => [META_TAGS] => Array ( [TITLE] => Ощущение формы [BROWSER_TITLE] => [KEYWORDS] => [DESCRIPTION] => ) ) 1Array ( ) 2Array ( ) 31231
 


Хроника

Лучшие материалы

Новости партнеров

Афиша

Видео

Церемония вручения премии BF "Человек года" 2016
Церемония вручения премии BF "Человек года" 2016
Премия BF "Человек Года" 2016
3123
 
×